Что нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос финансово грамотным? Что дать ему почитать и что ему объяснять? Очень частый вопрос, которые задают мои подписчицы.
В ответ на этот вопрос я вас немного расстрою. Дело в том, что финансовая грамота это практика, это повседневное постоянное действие. Само по себе чтение и узнавание чего бы то ни было не делает человека финансово грамотным, не делает его богатым, не делает его успешным. Только действия, которые человек совершает и получает от этих действий результат, делают его действительно финансово грамотным.
И лучший пример этих действий для детей являются родители. Лучшая инвестиция в своих детей — это инвестиция в самих себя, в то, чтобы самим стать финансово грамотным. Начать распоряжаться правильно своими деньгами, начать транслировать правильное отношение к деньгам и передавать это правильное отношение своим детям. То есть начинать надо с самих себя.
И все же есть некоторые приёмы, которые позволяют воспитать в детях финансовую грамотность.
Если говорить о книгах, то я рекомендую книги-мотиваторы.
- Роберт Киосаки, который написал не только «Богатый папа — бедный папа», но еще и «Квадрант денежного потока», где правильно описано то, кто же на самом деле становится богатым.
- Помимо Киосаки есть еще книги Робина Шармы.
- И есть еще книги Бодо Шефера, например, детская книга «Пес по имени Мани». Рекомендую все почитать эту книгу со своими детьми.
Но одной мотивацией сыт не будешь. Что же касается постоянных практических действий, то я например у себя дома превратила обучение детей финансовой грамотности в игру. Для того, чтобы быть богатым нужно деньги заработать. Для того, чтобы заработать эти деньги нужно сделать что-то, что полезно для общества. И ребенок, который делает какие-то полезные общественные дела, не для себя самого, а что-то хорошее для других, получает за это фишки. Потом эти фишки обмениваются на деньги, которые он может потратить на карманные расходы.
На все большие покупки, которые ребенок хочет, он должен заработать и накопить. Не заработал — не получил, все как в жизни.
В том случае, если ребенок потратил на карманные расходы меньше, чем ему было дано денег, на сбережения которые остались у него в конце недели я начисляю ему процент – дополнительные фишки, в размере 5% от его сбережений, как депозит. Все как в жизни, если ты сэкономил, на следующий период получаешь больше денег в свое распоряжение.
В том случае, если ребенок всё потратил, а потом попросил у меня добавочные деньги, я ему, конечно же, даю, но тоже начисляю процент как за кредит. Ставка выше, чем по депозиту, и составляет 10% — все как в жизни.
Взял деньги в кредит — заплати за свои избыточные хотелки и в следующем периоде получи значительно меньше.
И в процессе такой игры у ребенка, которому нравится так играть, возникает азарт, и он начинает учиться тому что, во-первых, что-то получить надо на это заработать деньги. И блага они не возникают из воздуха. И во-вторых, что поведение когда ты разумно экономишь — вознаграждается, а поведение когда ты не разумно тратишь — наказывается.
Это две основы финансовой грамотности, которые можно донести своим детям. Но все это не будет работать в том случае, если родители сами своей жизнью не обучают своих детей финансовой грамотности через себя.
- Можно ли открыть банковский либо брокерский счёт на ребёнка
- В какой банк вкладывать?
- Сколько денег нужно для инвестиций?
Если ваши дети увидят, как вы способны решать свои проблемы, как вы способны менять свою жизнь, они тоже научатся. Они обретут умение решать собственные проблемы и менять свою собственную жизнь в тех условиях, в которых они будут жить через 10, 20, 40 лет, в совершенно непредсказуемых условиях. Мы не можем сейчас воспитать детей, подготовить к той жизни, которая у них будет. Мы не знаем, какая у них будет жизнь. Но решая свои проблемы, мы передаем им способность решать в дальнейшем их собственные. Чего я всем желаю в воспитании детей
Возникли вопросы? Хотите пообщаться со мной лично?