Что выгоднее — своя машина или каршеринг?
Сравнительных обзоров на эту тему в интернете достаточно, но ни один из них не дает однозначного ответа, что же в конечном итоге будет удобнее и экономнее. Плюсы и минусы есть везде, попробуем их оценить, а также просчитать расходы на каршеринг/владение авто в Москве.
Москва — это первый город в России, где появилcя free-float каршеринг. Услуга, когда место начала и окончания аренды разрешены в любом месте. С 2012 года автомобиль в столице перестал быть видом личного транспорта, перейдя в категорию общественного, а к 2019 году автопарк доступных к аренде машин в Москве вырос до крупнейшего в Европе. Это порядка 27 тыс. машин, более 10 операторов.
Во многом на рост популярности аренды повлияло расширение границ платной парковки в столице, тарифы на которой доходят до 380 руб. в час. Арендованные машины, включенные в систему Московского каршеринга, имеют преференции и паркуются в центре бесплатно.
На первый взгляд, аренда автомобиля выгоднее, чем владение собственной машиной. Помимо отсутствия изначальной крупной инвестиции, а порой и кредита — арендатору не надо тратиться на топливо, платить транспортный налог, покупать страховку и оплачивать текущее обслуживание. Но динамические тарифы в каршеринге не позволяют точно и заранее понять стоимость услуги. Цена размыта. У пользователя нет возможности спланировать и оценить предстоящие расходы на аренду. Поэтому, чтобы сравнить траты на каршеринг и личное авто, можно посчитать фактические расходы за месяц либо год. Вот что получается.
Расходы на личный автомобиль
Забегая вперед надо сказать, что герой этого кейса после произведенного расчета расстался с машиной и перешел на аренду авто. Но, конечно, это частный случай, который не может быть правилом.
Исходные данные были таковы: Mitsubishi Outlander lll 2018 г.в, приобретенный в кредит, ежемесячные платежи по которому составляли 26 200 руб. Бензин в среднем обходился владельцу в 4 тыс. руб. в месяц. Мойка машины – 500 руб. и порядка 1000 руб. нужно было отдавать за платные парковки на улицах и торговых центрах. Итого за владение и пользование личным авто нужно было заплатить 31 700 руб. в месяц. К годовым тратам помимо перечисленных добавлялись расходы на техосмотр — 20 тыс. руб., КАСКО — 50 тыс. руб., ОСАГО — 5 тыс. руб. Итого за год набегало порядка 455 400 руб, не считая транспортного налога, штрафов и расходов на текущую эксплуатацию
Если сравнивать траты на кредитный автомобиль и аренду, каршеринг будет выгоднее. Если же представить, что за машину не нужно выплачивать кредит и покупать КАСКО, годовые траты на нее будут составлять 91 000 руб., расходы за месяц – 5 500. В этом случае расходы на аренду и владение машиной уже могут быть соизмеримы.
Расходы на каршеринг
Для эксперимента герой кейса решил не пользоваться личной машиной, полностью заменив ее арендованной. Он зарегистрировался в трех приложениях каршеринга:
- Делимобиль;
- Драйв;
- YouDrive
…и стал пользоваться поминутными тарифами.
В итоге в разные по интенсивности месяцы ему приходилось заплатить от 4 до 8 тыс. руб. При этом на расходы влияли не только длительность поездок, но и уже упомянутый динамический тариф. Так, в утренние часы-пик из спального района Москвы можно было уехать и за 15 руб/мин («Солярис» Яндекс.Драйв), и за 5,9 руб/мин (YouDrive).
Динамические тарифы, акции и кэшбэки от банков-партнеров операторов не позволяют честно сравнить расходы на аренду, но если сравнивать каршеринг с тратами на личный автомобиль, последний однозначно обходился герою кейса дороже.
Деньги есть всегда – как этого добиться?
Когда каршеринг выгоден, а когда не совсем
Если отступить от экономии, то основным доводом в пользу личной машины будет удобство и комфорт. Автовладельцу не нужно тратить время на поиск подходящего автомобиля и тарифа, идти до машины, беспокоиться о состоянии транспортного средства — мусор в салонах, к сожалению, случается.
Кроме того, своя машина — это определенная свобода в передвижении, так как оставить каршеринговое авто вне разрешённой для завершения аренды зоны не получится. Не получится выехать в другой регион для отдыха на несколько дней.
Аренда машины не совсем комфортна для поездок с детьми, которым требуется детское кресло — приходится либо устанавливать свое, либо искать машины среди ограниченного предложения.
С другой стороны, каршеринг – отличный способ сэкономить на платных парковках, а также обойти пробки. Ведь арендованную машину можно оставить в любой момент. Плюс и возможность протестировать разные автомобили.
КАСКО и ОСАГО: пять букв разницы
Минимальные тарифы операторов
- Yandex.Драйв – от 7,1 руб./мин
- ДелиМобиль – от 8,58 руб./мин
- BelkaCar – от 5 руб./мин
- Voron – 12 руб./мин (бизнес-класс)
- Bumerang – от 9,9 руб./мин
- Rentmee – от 6 руб./мин
- Anytime Prime – 1800 руб./сутки
- YouDrive – от 8 руб./мин
Вывод: если стоит выбор между своим автомобилем в кредит и каршерингом – здравый смысл однозначно «за» каршеринг.
Если есть возможность купить машину без кредита, тут стоит посравнивать, опираясь на свой жизненный опыт и предпочтения, на свои потребности. Кому-то обязательно надо «своё» и «погонять», а кому-то собственный автомобиль со всеми связанными с ним хлопотами – излишняя обуза.
А вы что выбираете? Хотите разобраться в нюансах разумной экономии?