Подростки и деньги

Грамотное обращение с деньгами у подростков, как и у взрослых людей, складывается из трех составляющих:

  • способности заработать,
  • способности сохранить и
  • способности приумножить то, что сохранил.

При этом умение сохранить, то есть не потерять добытое своим трудом, является, пожалуй, самым сложным.

Почему так важно учить подростка обращаться с деньгами?

Сейчас в России молодые 20-летние люди, имеют огромную долговую нагрузку, которая в отдельных случаях может доходить до размеров их 5-летнего заработка. Неспособность соотносить ценность трат и вещей даже можно назвать новой эпидемией. По данным Росстата самая большая долговая нагрузка сейчас зафиксирована у молодых людей от 18 до 25 лет. Такая ситуация возникла из-за сложившейся культуры потребления, которая позволяет молодому человеку пойти и купить абсолютно любую вещь, даже ту, которую он не может себе позволить.

Больше всего от этой ситуации страдают молодые люди, которые, стремясь произвести впечатление на девушек, дарят им дорогие подарки. А также девушки, которые недавно начали зарабатывать и первые свои доходы спускают на кредит, покупая, например, ненужную, но такую желанную шубу. И те, и другие не могут грамотно рассчитать долговую нагрузку, потому что не понимают своих трат и своих целей.

Недавно в салоне сотовой связи наблюдала картину: юноша 20 лет – паспорт его лежал на прилавке, поэтому дату рождения я разглядела точно – покупал своей подруге, на вид лет 18, самый дорогой и современный «айфон». Оформлял на себя кредит порядка 100 тысяч рублей. Кроме этого, он спросил, можно ли через них же оплатить… другой кредит, взятый ранее. Очевидно, вчерашний ребёнок недавно начал зарабатывать и хочет казаться очень взрослым и состоятельным мужчиной-покровителем. Девушка кончится, а долги останутся…

Как избавиться от кредитов

Также нередки случаи, когда молодых людей заманивают в сомнительные бизнес-схемы, обещая мгновенные заработки, а вместо этого затягивая в долговые ямы. С таких схем начинаются истории банкротства, неплатежеспособности и тяжелых проблем, так как не все готовы понять, что бизнес – это не та история, которую можно сделать по щелчку пальцев.

Самый громкий пример таких схем – многочисленные скандалы вокруг “Like” центра, созданного инфо-бизнесменами, а вовсе не реальными предпринимателями. По своей структуре он подозрительно напоминает секту, где накачанные мотивацией и накормленные «завтраками» очень молодые люди до 25 лет покупают «франшизу», берут кредит на «бизнес», а потом… потом никто не даёт им обещанной поддержки. Плыви как хочешь. Выплыл – молодец.

Как защитить своего подростка от финансовых ошибок?

Прежде, чем подросток получит возможность взять кредиты, надо объяснить ему на практике, что это такое. Рассказать не в теории, а «дать пощупать».  

Как это сделать?

В первую очередь надо донести до подростка мысль, что любая покупка – это обмен твоего времени на вещи, поэтому всегда стоит взвешивать: стоит ли та или иная вещь твоего времени в часах или нет.  А любая работа – это обмен времени на деньги, и принимать решение, браться за неё или нет, стоит исходя из анализа, а стоят ли потраченные часы потенциального дохода.

Схема развития навыка работы с деньгами у подростка – это калька развития такого же навыка у взрослых, только в упрощенной, игровой форме.

Управляй капиталом

Финансы взрослого человека, как правило, делятся на три корзины:

  • обязательные платежи,
  • необязательные (цели и развлечения)
  • инвестиционная корзина.

Финансовые игры

Как перенести это на ребенка? Родители могут выделить ему фиксированную сумму на фиксированный срок, например, выдавать деньги раз в неделю, по истечении которой будет происходить анализ как эти деньги были потрачены. Так как «инвестиционной корзины» у подростков еще нет, то их карманные деньги стоит разделить на две части: обязательные траты и излишек. Наличие денег сверх тех, что требуется, научит ребенка обращаться с излишком и строить свое целеполагание.

Например, ребенок тратит каждый день на завтраки в школе 50 руб. Поэтому его обязательные карманные расходы составляют 250 руб + родители выдают равную сумму на излишек (конечно, сумма излишка зависит от финансовых возможностей семьи).

Итого в неделю у человека 500 рублей денег. Подросток понимает, что может потратить свой излишек на покупку, либо развлечение, либо он волен накопить денег и купить что-то большее.

Дальше к этой финансовой игре можно подключить новые правила: если в конце недели у ребенка остались деньги, на них можно «начислить процент».  Например, 10% на остаток. Хотя, чем старше ребенок, тем меньше должен быть процент, так как у подростка может возникнуть желание не тратить свой капитал месяцами и зарабатывать на процентах.

Зачем копить деньги?

Следующим правилом игры может стать – возможность взять кредит. Например, если ребенок потратил все деньги на поход в кафе, но очень хочет съездить в аквапарк в эту же неделю, он может взять кредит. При этом ставки по кредиту должны быть вдвое выше, чем ставки по депозиту.  Это поможет приучить ребенка к осознанию того, что за свое нетерпение приходится платить, и каждый сбереженный рубль через время стоит дороже, а излишне потраченный приходится окупать гораздо дольше.

Вся история современного капитализма, а также способность сохранять и приумножать богатство стоят на постулате о том, что рубль завтра должен стоить дороже, чем рубль сегодня. Эту истину мне хотелось бы высечь в камне и в умах всех детей и взрослых. Сохранил деньги = заработал. Взял кредит = потерял.

Конечно, тут стоит оговориться, что эта финансовая игра не должна превращаться в деспотию, и важно всегда ориентироваться на психотип ребенка.

Учитывать расходы

В своей работе я постоянно вижу ситуацию, когда люди даже с большим доходом за месяц тратят все заработанное и в результате бездумно кредитуются.  Поэтому так важно понимать, куда уходят деньги. И поэтому так важно приучить ребенка контролировать свои расходы. Учёт можно вести в виде записей, а можно установить на телефон ребенка приложение, синхронизировать его с родительским и уже вместе анализировать расходы.

Важно приучить ребенка к пониманию ценности трат. Дети часто просят купить им какие-то вещи, игрушки, порой дорогостоящие. Поэтому я советую разделять такие «хотелки» на два вида: полезные, дорогие и бесполезные, но дорогие.

Полезные, которые чаще всего связаны с увлечениями или спортом, могут помогать покупать родители, потому что это не совсем расходы, а актив. Например, можно помочь купить ребенку фотоаппарат, так как в дальнейшем это увлечение может стать интересным хобби или даже профессией. Но не стоит сразу соглашаться на уговоры ребенка, надо подождать, чтобы понять, насколько для него это желание действительно важно.  На дорогое и неполезное лучше убедить ребенка копить самому, потому что так мы учим прописывать цели.

Как ловушки мозга мешают копить

Отдельной строкой «бюджета ребенка» идут деньги, которые ему дарят на праздники, например на День рождения.  Своего рода это «годовой бонус». Если у подростка есть финансовая осознанность, он умеет тратить и уже научился соотносить ценность, он сможет грамотно его потрать. Я бы советовала, как и взрослым, не тратить этот бонус целиком, а разделить его пополам. Например, не стоит ограничивать ребенка в желании потратить эти деньги на развлечения, но можно убедить его отложить вторую часть на покупку нужной вещи или на накопления.

Как обсуждать с ребенком выбор профессии?

На мой взгляд, в любой профессии можно достичь успеха и хорошо зарабатывать, главное подняться до определенного уровня.  Надо донести до ребенка, что для этого необходим ряд условий:

  • английский язык,
  • высшее образование
  • умение использовать свои таланты и понимание того, что надо заниматься любимым делом, делать то, что нравится.

Ребенок еще не до конца понимает свое место внутри профессиональной системы, не видит, есть ли у него управленческие задатки или же он может хорошо работать самостоятельно. Поэтому главный талант взрослого – не навешивать своих ярлыков о жизни, а попробовать вернуть ребенку понимание того, кто он есть на самом деле.

На мой взгляд, главные качества, которые будут приводить к успеху в будущем наших детей – это способность выбирать и менять при необходимости сферу деятельности, а также эмоциональный интеллект, способность взаимодействовать с людьми.

Мы не знаем будущего наших детей, не знаем, какие профессии будут котироваться. Ребенок внутри себя лучше чувствует, в каком направлении ему развиваться. Главная задача взрослого – помочь ему сориентироваться.

Хотите научиться обращаться с деньгами?

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ!

SmartFinWay
Text.ru - 100.00%

Предыдущая запись
Куда начинающему инвестору вкладывать 5000 в месяц?
Следующая запись
Как сформировать инвестиционный портфель?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню