SPAC-инвестиции

Новый тренд в сфере привлечения инвестиций и управления капиталом

Механизм этого инвестиционного инструмента хитер. Создается компания-оболочка, привлекаются деньги инвесторов. Через IPO она выходит на биржу. Далее компания ведет поиск частного бизнеса, который намерен стать публичным и поглощает его. Но это если кратко.

SPAC-инвестиции – сравнительно недавний тренд, но пока, скорее, штучный товар, чем массовое явление. На сегодняшний день активных SPAC – чуть более 300. Аббревиатура SPAC расшифровывается как Special Purpose Acquisition Company, с англ. “целевая компания, предназначенная для слияния”. Механизм этого инвестиционного инструмента заключается в следующем:

  • создается компания-оболочка для привлечения денег инвесторов;
  • через IPO она выходит на биржу;
  • далее компания ведет поиск частного бизнеса, который намерен стать публичным;
  • компания его поглощает.

IPO ликбез для начинающих

Узаконенная «афера». Действующие лица

На первый взгляд, думаешь, что это какая-то афера или чистой воды мошенничество. Однако, это вполне себе легальный инвестиционный инструмент. Один человек или группа людей инициируют SPAC. Называются они спонсорами. Спонсоры создают компанию-оболочку, фактически существующую только на бумаге – ни активов, ни бизнес-плана по развитию у такой компании нет. Потом именно она выведет частный бизнес – компанию-таргет (компанию-цель) на фондовый рынок с целью заработать.

Дальше начинается поиск и привлечение инвесторов. Так как ни та, ни другая сторона еще не знает, с какой компанией-целью удастся совершить слияние в будущем, на этом этапе спонсоры, по сути, продают свое благонадежное имя. Важны их: репутация, авторитет, навыки в поиске перспективных стартапов.

Это очень напоминает покупку так популярного во всем мире шоколадного яйца: какая игрушка таится под красно-белым фантиком, вы никогда не узнаете наперёд, но ваша уверенность в бренде, который производит этот продукт, автоматически означает для вас, что внутри что-то хорошее.

Структурные продукты

Когда воздух стоит денег

Как и при IPO, для привлечения инвесторов спонсоры устраивают road show. Только презентуют не эмитент, а свою команду, а также (но не всегда и не обязательно) специфику отрасли, где будут искать стартап. Фактически спонсоры торгуют обещаниями.

Положительно настроенным инвесторам предлагается приобрести акции SPAC. Обычно их номинальная стоимость – $8-10 за штуку.

Формируется трастовый фонд. Он может быть размещен в безопасных инвестиционных инструментах. 20% фонда забирают себе спонсоры, 80% – будут направлены на сделку.

На этом этапе, как и при IPO, ценные бумаги сосредотачиваются в руках крупных инвесторов – банки, инвестфонды (стадия премаркета в классическом IPO).

После происходит процедура публичного размещения и выход SPAC-компании на биржу. В противовес классическому варианту – IPO, SPAC-вариант – менее бюрократичен. Все потому, что компания-оболочка не ведет никакой операционной деятельности и проходит все стадии первого публичного размещения всего за пару месяцев. С этого момента ценные бумаги SPAC-компании начинают торговаться на бирже. Приобрести их уже могут и частные инвесторы (первый день торгов в IPO).

Заметьте, компания еще ничего не производит, а ее акции уже торгуются и начинают приносить прибыль.

Такие разные метаморфозы

У спонсоров есть 18 или 24 месяца на поиск таргет-компании. Если компания найдена, вопрос о слиянии выносится на голосование акционеров. Акции начинают активно расти и растут все время, пока происходит слияние. После принятия положительного решения, компания перестает быть SPAC и приобретает имя компании-цели. Теперь на ее балансе – оставшиеся после сделки по слиянию средства из трастового фонда и капитал частной компании; в составе акционеров – инвесторы и спонсоры SPAC, и акционеры компании-цели. Теперь акции эмитента могут повести себя по-всякому, как и любой другой инвестиционный инструмент в условиях рынка.

В случае, если идея не удовлетворит инвесторов, они имеют право продать акции обратно. То же самое происходит, если в отведенный срок не удалось найти частную компанию. Но тут уже и SPAC закрывается; а репутация спонсоров может серьезно пошатнуться.

Управляй капиталом

Все чего-то хотят

Все, кто принимает участие в SPAC, преследуют одну цель – деньги.

  • Спонсор хочет за минимальные вложения на старте свои 20% всего трастового фонда. Если до IPO удалось собрать, скажем, $15 млн, то маржа спонсора будет равна $3 млн.
  • Таргет-компанию прельщает ускоренный выход на биржу, минуя стандартное IPO, и деньги инвесторов, с которыми у бизнеса возрастают шансы на развитие.
  • Инвесторы рискуют больше и чаще, но высокие доходы реальны. Стартуя от $10 за шт, после слияния SPAC с частной компанией бумаги могут торговаться в несколько раз выше.

Инвестора только-только знакомят с новым трендом. В конце прошлого года начал работу специализированный биржевой фонд, работающий со SPAC. Большого роста он пока не показал. Начал в районе $25,74 и за несколько дней достиг максимума в $27,05. Акции закрылись на отметке $25,74.

Аналитики, учитывая активное лоббирование свежего инвестиционного инструмента, всерьез опасаются дефицита таргет-компаний. В таких реалиях спонсорам будет трудно соблюсти условие по таймингу (2 года на поиск подходящей цели).  Возрастет риск нечистоплотных сделок с компаниями-пустышками.

SPAC – не самая надежная инвестиция, но в случае успеха – высокодоходная. А риски может нивелировать грамотное распределение инструментов внутри своего портфеля.

Сколько можно инвестировать в SPAC? Как и в любой высоко рисковый инструмент – не более 20% своего портфеля. Даже если у вас агрессивный риск-профиль.

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ!

SmartFinWay
Text.ru - 100.00%

Предыдущая запись
Как забрать деньги из инвестиций
Следующая запись
Инвестиции в недвижимость через REIT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню