Теория аукционов

Как преодолеть «проклятье победителя»

«Пол, это Боб, ты выиграл Нобелевскую премию». Так стэнфордский экономист Боб Уилсон ночью разбудил своего соседа и коллегу Пола Милгрома, чтобы сообщить ему о присуждении Нобеля по экономике.

«ОК» – отвечает Милгром. И становится не только Нобелевским лауреатом, но и интернет-героем.

Боб Уилсон  и Пол Милгром – ученые с мировыми именами. Их теория аукционов давно помогает государствам и корпорациям эффективно продавать активы на десятки миллиардов долларов. Попробуем разобраться, как она поможет вашим деньгам в обычной жизни?

За что дали Нобелевскую премию

Форматов аукционов существует великое множество. Аукцион – это торги, где покупатели при помощи конкурса сами определяют цену, за которую готовы купить товар.

Они применяются в бизнесе при заключении контракта на поставку товара – кто даст лучшую цену на должное качество, тот и выиграл. Но и между людьми аукционы не редкость. Торгуются на рынке, при покупке антикварных вещей, в интернете при продаже б/у вещей. Говорят, что и первые деньги были призваны упростить аукционы – обмен одних благ на другие, равные по ценности.

Да и фондовый рынок – это торги. Покупатель выставляет цену, за которую готов купить; продавец – ту, за которую готов продать; если ожидания пересеклись – происходит сделка. Результат инвестирования часто зависит именно от мастерства в аукционах.

Главный секрет инвестирования

Экономисты-лауреаты помогли понять, чем один формат отличается от другого и какой вид аукциона подходит для каждой конкретной ситуации.

Они также дали ответ на вопрос, как формируется оптимальная ставка на аукционах с общими ценностями, когда предмет торгов одинаково ценен для всех участников, но они не понимают его точную цену и пытаются выяснить ее, глядя на других. Например, аукцион на право на добычу нефти – это наглядный пример торгов с общими ценностями. По аналогии работает фондовый рынок. Часто цена на акцию отличается от справедливой согласно её финансовых показателей в большую или меньшую сторону – и, тем не менее, её всё же кто-то покупает и кто-то продаёт.

Роберт Уилсон своими исследованиями объяснил, почему участники часто делают ставки ниже их собственной наилучшей оценки предмета торгов. Их останавливает «проклятье победителя» – ситуация, когда победитель торгов переоценивает стоимость предмета торгов, ведь он не владеет полной информацией о лоте, и терпит убытки. Уилсон ответил на вопрос, как определять ставку, чтобы минимизировать «проклятие». Участнику вместо своей персональной оценки необходимо использовать условную прибыль, как будто бы он победил.

Здесь очень важный момент – экономисты перевели оценку лотов с языка эмоций на язык точных цифр. На эмоциях, которыми часто сопровождаются торги, легко ошибиться. Цифры же никогда не лгут.

Например: покупка акции компании принесёт ожидаемых дивидендов 10 рублей в год. При цене в 100 рублей это составит 10% годовых, при цене в 200 рублей – 5% годовых. Далее инвестор оценивает, приемлема для такая доходность конкретно для него, под его цели и профиль. Если да – можно совершать сделку без оглядки на мнение других.

Пол Милгром занимался доведением теории аукционов до совершенства. Он проанализировал, как различные форматы аукционов влияют на проблему «проклятья победителя». В частности, ученый сформулировал, что продавец сможет получить более высокий доход, если участники торгов будут знать больше о том, как каждый из них оценивает стоимость объекта, который должен быть продан. То есть принципы оценки должны быть открытыми – так один участник лучше поймёт, почему лот более ценен для другого участника, чем для него.

Из примера выше. При дивидендах в 10 рублей в год выясняется, что Михаил готов купить акцию за 150 рублей, а Семён – нет. Важно понять причины, которыми каждый из них руководствовался при решении. Диалог между ними открыл бы следующее. Михаил усредняет среднюю цену акции в портфеле, докупая её ежемесячно на равную сумму – такова его стратегия, ему просто нужна эта акция, и он готов покупать её по рыночной цене регулярно. А Семён ориентируется на доходную стратегию, при которой дивидендами необходимо получать не менее 7% годовых, иначе ему не будет хватать на его цели. В данном примере же дивдоходность составит 6,7% – акция не подходит Семёну.

Стратегия инвестора: для чего нужна и как с ней определиться?

Получается, каждый из них принял верное для себя решение, а обсудив критерии его принятия – отпустили все сомнения. Никто не умнее другого, просто ценности у людей разные. Вот он – оптимальный аукцион.

Сейчас подобные правила кажутся простыми, но именно открытия Уилсона и Милгрома поменяли схемы торгов в целых отраслях экономики.

Аукционы в реальной жизни

На первый взгляд кажется, что теория лауреатов далека от применения в обыденной жизни среднестатистического человека. Да, она помогает государствам грамотно распределять радиочастоты, продавать нефтеносные участки, но можно ли ее применить на практике в личных финансах?

Оглянитесь и вы увидите, что аукционы проводятся повсюду. Даже читая эту статью, вы наверняка стали их частью, так как статья принимала участие в аукционе на право подняться в поисковой выдачи – а значит, быть показанной вам. Ведь ваше внимание – это тоже ценность, за которую стоит побороться 😊

Если вы продавали квартиру или размещали товар на Авито – вы проводили аукцион.  Вы выбирали покупателя из нескольких претендентов, пытаясь продать свой товар либо оптимально и с максимальным доходом, либо эффективно – и владельцем товара становился тот, кто ценил его больше всего.

Если вы когда-либо участвовали в аукционе по продаже подержанных товаров, значит вы знаете, что такое торги с частными ценностями, когда предмет лота каждый претендент оценивает по-разному. Кто-то готов выложить за старый сундук 100 тыс. рублей, другой же не будет считать эту вещь ценностью.

Приведу пример самого популярного аукциона из реальной жизни: eBay. Фактически это английский аукцион одного товара – аукцион с повышающейся ценой – но не явный. И вот как тут работает теория Милгрома и Уилсона.

Милгром доказал преимущество Английского аукциона, так как в нем одни игроки могут собирать информацию о действиях других и корректировать свои оценки. На eBay мы делаем ставки. Любой человек может сделать ставку в любой момент, побеждает самая большая цена.

Вы видите ставку на товар, которую сделал соперник, и понимаете ожидаемую ценность лота – это урок Пола Милгрома. При этом, предлагая свою цену, лучше не впадать в излишний оптимизм и держать в уме, что ставка конкурента – действительно последняя. Соответственно, лучше предлагать цену так, как будто бы ставка другого участника торгов на самом деле последняя – урок Роберта Уилсона.

Лучшей стратегией в любом Английском аукционе станет стоять до уровня своей ценности, то есть остановиться на своей собственной цене. И тут я бы снова напомнила про важность финансовых целей и важность профилирования себя как инвестора по целому ряду показателей. Не зная себя, не понимая, зачем вам тот или иной предмет – либо инвестиционный инструмент нужен – невозможно определить справедливую лично для себя цену. И приходится опираться только на оценку других. А эти «другие», возможно, опираются на ошибочные критерии либо на те критерии, которые к вам не применимы.

Определение риск-профиля инвестора

Хотите научиться мастерству участия в аукционах?

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ!

SmartFinWay

Text.ru - 100.00%

Предыдущая запись
Резервный фонд: как создать и в чём хранить
Следующая запись
Деньги есть всегда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню