Экономное отношение к деньгам — сложная тема для меня как для финансового консультанта. Я буквально впадаю в ступор, когда меня спрашивают, а как экономить? Что значит, как.
И недавно поняла, почему.
Я уже настолько приучила себя к экономии за долгие годы практики, что многие знания приросли ко мне буквально как вторая кожа. И для меня не очевидно, что кто-то может не знать о простых и действенных приёмах!
Делюсь с Вами тем, что применяю сама.
Избегаем основных ошибок при покупках
Факторы, которые заставляют нерационально тратить:
- пустой желудок и плохое настроение;
- если нет списка, купишь что-то лишнее, а нужное забудешь;
- невнимательность к покупкам — кладёшь в корзину дорогое или некачественное;
- пластиковая карта не даёт ощущения, что потрачено много денег. К тому же, если она кредитная, возникает соблазн влезть в кредит. Я обычно её не беру;
- и не кладу лишних денег в кошелёк, если нет далеко идущих планов их потратить. Лишаю себя возможности сделать импульсивную покупку;
- повышенное внимание к скидкам и подаркам. Иногда само слово «скидки» затмевает разум, и начинаешь скупать всё, нужное и не нужное.
Обходим психологические уловки продавцов
Про одну из таких уловок я уже писала – это «скидки».
Также большинство «бонусных программ» из той же серии. Когда долго копишь фишки, чтобы «за полцены» взять сковородку, уже психологически сложно её не брать. Даже если сковородка не нужна. Даже если эти полцены на самом деле — две цены.
Все программы лояльности построены таким образом, чтобы Вы чувствовали себя соучастником жизни магазина, членом семьи, «своим». Поэтому просьбы «поучаствуйте», «зайдите на сайт и проголосуйте» и подобные вынуждают Вас сделать эмоциональное действие в пользу магазина. В обмен на карточку или мизерный подарок. После чего вы уже почти родственники. И трудно уйти к другому магазину, который не любит вас так сильно, как этот.
Всё это, разумеется, на подсознании. Поэтому если Вы человек эмоциональный и легко привязываетесь, поберегите время и не отдавайте магазину лишнего внимания. Поверьте, Ваше внимание намного дороже возможных бонусов.
Если покупаете в супермаркете детские товары, делайте это без детей. Часто невозможно подойти к полкам с питанием и памперсами, не миновав при этом развалы игрушек. Если ребёнок при вас, без очередной куклы или машинки вы просто не уедете. Придётся платить дань маленькому рекетиру.
Вперёд на полки выставляют товар с истекающим сроком годности. На те полки, которые находятся на уровне глаз, попадает то, что плохо продаётся. Либо то, за что поставщик даёт самый большой бонус магазину. Но не самый лучший нужный Вам товар.
Избегаем платить за то, что можно сделать самостоятельно
Сейчас посредники предлагают много услуг, которые раньше было трудно получить самостоятельно. А сейчас благодаря интернету и госуслугам стало легко и доступно. Но люди по привычке боятся – налоговой, очередей, получения визы и т.д.
Также можно найти инструкцию на любой случай жизни. Ремонт квартиры, починка техники, самостоятельная организация поездки…
Не надо бояться! Надо потратить полчаса на то, чтобы получить необходимую информацию прежде, чем обратиться к специалисту. В любом случае придётся это сделать, увы. Иначе вас могут надуть.
Что можно делать самим:
- заполнить налоговую декларацию;
- сделать небольшой ремонт в квартире;
- заполнить заявление на загранпаспорт или визу;
- организовать себе поездку;
- починить компьютер;
- записать ребёнка в школу, сад;
- прописаться по адресу, оформить временную регистрацию.
Платим профессионалам
…За те услуги, ошибки в которых дорого обходятся.
Это обратная сторона той же медали. Одно дело – поклеить самому обои. Совсем другое – установить сантехнику или провести электрику. Это лучше доверить профессионалу.
Сюда же относятся:
- медицина;
- юридические и бухгалтерские услуги;
- строительство дома;
- всё, что связано с максимально эффективным достижением отдельных целей. Тренер, диетолог, психолог, SEO специалист и т.д.
Ну и, конечно, всегда оцениваем затраты по времени и экономию в деньгах. Если работа по оформлению документов занимает час вашего времени, стоимость которого 10 000 рублей, то лучше заплатить специалисту за эту услугу 3 000.
Избегаем покупать дёшево и некачественно
Дешёвая, но некачественная вещь разочарует, удовольствие от её использования будет так себе.
Она быстро сломается.
На её поиск уйдёт время! А если учесть, что негативные эмоции и время тоже чего-то стоят, то так ли дёшево выходит покупка?
Однажды в США нас привезли в аутлет в пустыне. Это такой большой магазин, в который якобы крупные бренды одежды и обуви отвозят остатки пошлых сезонов. Вокруг на сто километров – ни души.
Я зашла в несколько магазинов и в недоумении вышла. Да, цены как на китайские аналоги. Но качество! Этот жидкий трикотаж потеряет форму после стирки, эти подошвы отклеятся в первую же неделю. Чуть позже я узнала, что в американские аутлеты свозят ширпотреб… из Китая. И продают его дороже, чем он на самом деле стоит. Под брендовыми марками.
Когда видишь низкую цену, первое, на что надо обратить внимание – качество. Очень внимательно присмотритесь. Если качество низкое, подумайте, стоит ли платить эти деньги за ваше разочарование и будущий ремонт!
Планируем крупные покупки заранее
Хорошая новость: дорогие бренды действительно продают товары со скидками. Обычно – несколько дней в году идёт распродажа сезона. На этих распродажах мне удавалось взять брендовую одежду себе и членам семьи со скидкой до 70%. Ни разу не разочаровалась.
Как попасть на эти распродажи? Я завожу карточку тех магазинов, ассортимент которых мне обычно подходит. И подписываюсь на новости о распродажах. Крупные покупки одежды и обуви планирую впрок!
Так же можно планировать поездки на отдых за рубеж и посещение развлекательных мероприятий.
Ключевое слово – планировать! Заранее можно взять намного дешевле, чем «впритык». Так что, как ни крути, планирование – наше всё.
Выгодных вам покупок!
А всё, что сэкономили, будем инвестировать.
А у вас какие приёмы для умных покупок?